Содержание


 

Строительство дома разрешается только на земельном участке, которому присвоено соответствующее целевое назначение: для строительства и обслуживания жилого дома. Если целевое назначение другое, то необходимо обратиться в исполком для его изменения. Приобрести земельный участок для строительства дома можно у государства (на аукционе, либо без аукциона) или же у частных лиц. В любом случае после того, как права на земельный участок перейдут к гражданину, желающему построить дом, необходимо пройти связанную с этим и предусмотренную законодательством процедуру.

Разрешительная документация на строительство


Проектирование и возведение жилого дома осуществляются на основании разрешительной документации.[∗] статья 21 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь"
Такая разрешительная документация включает в себя следующий перечень документов:[∗] подпункт 4.6 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223

  • решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории;
  • градостроительный паспорт либо архитектурно-планировочное задание и технические условия.

Для получения разрешительной документации необходимо обратиться в исполком Сельисполком, Горисполком, Райисполком, Администрация района с заявлением, в котором нужно указать:[∗] – пункт 30 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223
– подпункт 9.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • местонахождение земельного участка (а если на нем находятся какие либо объекты недвижимости, то и их местонахождение);
  • планируемые параметры и технические характеристики:
  • дома (этажность,  площадь);
  • инженерно-технического оборудования (при необходимости получения технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта);
  • состав разрешительной документации на строительство.

Кроме этого, если земельный участок находится в совместной собственности, необходимо представить согласие всех собственников.[∗]подпункт 9.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

Исполком самостоятельно по системе "Одно окно" запрашивает в организации по госрегистрации недвижимостиБТИ документы, удостоверяющие право на земельный участок, а также о государственной регистрации объектов недвижимости, расположенных на этом земельном участке (при их наличии). Указанные документы гражданин может представить и сам.[∗]пункт 30 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223

После подачи гражданином заявления, исполком должен самостоятельно осуществить всю необходимую работу по получению всех разрешений и согласований, связанных с оформлением разрешительной документации.

Подробнее о том, как подготавливается разрешительная документация

В течении 3 рабочих дней с момента получения заявления и всех необходимых документов исполком поручает разработчику разрешительной документацииЭто может быть специализированное коммунальное унитарное предприятие или территориальное подразделение архитектуры и градостроительства подготовку разрешительной документации на строительство.[∗] пункт 31 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223

В течении 2 рабочих дней со дня получения поручения исполкома разработчик разрешительной документации направляет запросы в организации, выдающие технические условия.[∗]пункт 32 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223

В течение 7 рабочих дней со дня поступления запросов организации, выдающие технические условия, направляют разработчику разрешительной документации технические условия, подготавливаемые ими на безвозмездной основе.[∗]пункт 32 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223

В течение 10 рабочих дней после получения технических условий разработчик разрешительной документации подготавливает и передает в исполком проект разрешительной документации на строительство.[∗]пункт 32 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223

В течение 5 рабочих дней после получения документов от разработчика разрешительной документации, но не позднее 1 месяца со дня подачи гражданином заявления исполком принимает решение о разрешении на строительство и выдает гражданину разрешительную документацию на строительство.[∗]пункт 33 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223

В не позже 1 месяца после подачи заявления исполком должен направить гражданину разрешительную документацию, состоящую из:[∗]пункт 33 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223

  • выписки из решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории;
  • градостроительного паспорта либо архитектурно-планировочного задания и технических условий.

Проектная документация на строительство


Возведение объекта строительства должно осуществляться на основе утвержденной проектной документации.[∗] пункт 1 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" Таким образом после того как будет получена разрешительная документация необходимо приступать к разработке проекта будущего дома.

Проект на дом может быть как индивидуальным, так и типовым.

Индивидуальный проект жилого дома


Плюсами индивидуального проекта являются:

  • воплощение в жизнь желаний человека относительно его дома;
  • эксклюзивность, тоесть такой проект разрабатывается с нуля и больше нигде повторяться не будет (для того, что бы это было реализовано, необходимо, что бы по договору на разработку проекта исключительные авторские права на проект (архитектурные идеи, планировочного решения) переходили к заказчику);

Минусами индивидуального проекта являются:

  • высокая цена (как минимум в несколько раз больше чем у типового проекта);
  • срок разработки проекта (такой срок может составлять несколько месяцев).

Разработка проекта дома выполняется по договору подряда, заключенному с проектной организацией. Обязательным приложением к такому договору является задание на проектирование Сведения, необходимые для разработки проекта с приложением к ним комплекта разрешительной документации, которое подготавливается самим заказчиком или по его поручению проектной организацией. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Проектная организация обязана соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.[∗] статья 714 Гражданского кодекса республики Беларусь и пункты 25 и 26 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476

Типовой проект жилого дома


Типовой проект - это уже готовый проект. Если человек сам не в полной мере представляет то, каким должен быть его дом, да еще и обременен в деньгах, то лучше приобрести именно его. Выбор таких проектов существует огромное количество и приобрести их можно во многих проектных организациях.

Плюсом типового проекта является его относительно низкая стоимость, а минусом то, что по такому проекту уже построено, а также будет построено в будущем множество аналогичных домов.

В связи с тем, что типовой проект не может в полной мере учитывать местные условия Уровень грунтовых вод, рельеф местности, наличие обременений на земельном участке и прочее строительства, при использовании такого типового проекта необходимо выполнить его привязку к конкретному земельному участку. Для этого необходимо обратиться в проектную организацию.

Смета


Смета - это документ, который определяет стоимость строительства. Составлять сметную документацию не обязательно, однако она может понадобиться в случае, если для строительства дома необходимо получить кредит в банке. Кроме того смету будет полезно составить и для того, что бы самому оценить стоимость предстоящего строительства и сравнить ее со своими финансовыми возможностями.

Смету может составить любая проектная организация в штате которой имеются соответствующие специалисты.

Экспертиза проекта жилого дома


Государственная экспертиза проектно-сметной документации по строительству одноквартирных жилых домов 5-го класса сложности  (жилых домов высотой до 7 метров) не является обязательной.[∗] пункт 4 Перечня проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной (приложение 1 к Положению о  порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476.

Так как большинство строящихся жилых домов относятся к объектам 5-го класса сложности, то проводить или нет экспертизу проектной документации решает сам гражданин. В то же время, если он решит построить трехэтажный дом, то такая экспертиза будет обязательна. 

Согласование (утверждение) проектной документации жилого дома


После того, как проект будет разработан, его необходимо согласовать в территориальном органе архитектуры и градостроительства. Для этого необходимо представить заявление и саму проектную документацию.[∗] подпункт 9.3.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

По соглашению сторон проектная организация за дополнительную плату может сама согласовать разработанную ею проектную документацию.

Разрешение на производство строительно-монтажных работ


В большинстве случаев Строительство индивидуальных домов до двух этажей такое разрешение не потребуется. В то же время если гражданин планирует строительство дома в три этажа и выше, такое разрешение будет необходимо получить.  В тоже время законодательством не урегулирован вопрос о том, каким образом и на основании каких документов физическим лицам должно выдаваться  указанное разрешение. Исходя из аналогии можно предположить, что гражданину потребуется представить в орган государственного строительного надзора как минимум следующие документы:

  • заявление;
  • копию решения исполкома о разрешении строительства объекта;
  • копию положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (если такая экспертиза была необходима);
  • копию договора строительного подряда (если строительство будет производиться подрядчиком).

Строительство индивидуального жилого дома


После получения согласованной проектной документации, гражданин, которому был выделен участок для строительства дома, может приступить к строительству жилого дома.

Осуществлять строительство можно своими силами или с привлечением строительной организации.

Строительство дома своими силами (хозяйственным способом)


Данный способ предполагает под собой строительство дома силами самого гражданина, а также силами привлеченных им так называемых "шабашников". В последнем случае в большинстве своем такие работники привлекаются по устной договоренности. В этом случае требования к качеству и срокам выполнения работ предъявлять довольно сложно. В то же время никто не запрещает заключить с такими работниками договор подряда. При этом гражданин будет иметь большую защищенность в случае возникновения спорных ситуаций. Подобных договоров можно заключать несколько и каждый на отдельные виды работ. В связи с тем, что довольно часто такие работники не слишком благонадежны, при заключении договора или при устной договоренности оплату работ лучше предусмотреть после их выполнения.

Недостатком подобного способа строительства является большая вероятность того, что строительство дома будет произведено не качественно. Несмотря на то, что на сегодняшний момент строительная деятельность не лицензируется, она является сложным технологическим процессом и ее осуществление без необходимых знаний может привести к непредвиденным последствиям.

Строительство дома строительной фирмой


Строительство дома в данном случае производится путем заключения договора строительного подряда между гражданином и строительной организацией. Выбирая фирму, с которой будет заключен такой договор, необходимо убедиться, что строительные работы при этом будут выполнены качественно. Таким подтверждением может являться сертификат соответствия. Такой сертификат должны получить организации в случае, если они занимаются выполнением определенных видов работ Возведение монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
Заполнение оконных и дверных проемов.
Монтаж внутренних инженерных систем зданий и сооружений.
Монтаж деревянных конструкций.
Монтаж каменных и армокаменных конструкций.
Монтаж легких ограждающих конструкций.
Монтаж наружных сетей и сооружений.
Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций.
Монтаж стальных конструкций.
Устройство антикоррозионных покрытий строительных конструкций зданий и сооружений.
Устройство дорожных покрытий пешеходных зон из тротуарных плит.
Устройство изоляционных покрытий.
Устройство кровли.
Устройство оснований, фундаментов зданий и сооружений.
Устройство тепловой изоляции ограждающих конструкций зданий и сооружений.
(Перечень строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь "здания и сооружения, строительные материалы и изделия. безопасность" (приложение к техническому регламенту Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»))
, без которых строительство дома невозможно. Кроме этого можно попросить у строительной фирмы перечень построенных ею объектов и таким образом проверить наличие у нее опыта в этой сфере. Также, не смотря на то, что в настоящий момент строительная деятельность не лицензируется, можно попросить лицензию на то время когда она была еще необходима. Если такая лицензия имелась, то это уже определенным образом подтверждает надежность выбранной строительной фирмы.

Стоимость и сроки строительства


При заключении договора строительного подряда необходимо будет определить из чьих материалов будет вестись строительство. По общему правилу такое строительство ведется подрядчиком из его материалов, его силами и средствами.[∗] статья 658 Гражданского кодекса Республики Беларусь Как правило в этом случае необходимо будет оплачивать аванс на стоимость таких материалов. В то же время если гражданин желает, что бы строительство велось (полностью или частично) из его материалов это необходимо указать в договоре.

Кроме материалов в стоимость строительства будут также входить и сами работы по строительству.

Сроки строительства могут быть разделены на этапы (возведение фундамента, стен, внутренняя отделка и т.д.). В соответствии с этим разделяется и оплата строительства.

Приемка дома в эксплуатацию


После завершения строительства жилой дом подлежит приемке в эксплуатацию.[∗] пункт 1 статьи 591 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь"

Для получения акта приемки необходимо обратиться в исполком и представить следующие документы:[∗] подпункт 9.3.4 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • заявление;
  • утвержденную проектную документацию;
  • разрешительную документацию.

Для приемки жилого дома в эксплуатацию исполкомом создается приемочная комиссия, в состав которой включаются:[∗] пункт 24 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716

  • гражданин, осуществляющий строительство, или его представитель;
  • представитель подрядчика (в случае если строительство велось путем заключения договора строительного подряда);
  • представитель исполкома;
  • представитель государственных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
  • представитель органов государственного пожарного надзора;
  • представитель территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Дом может приниматься в эксплуатацию без выполнения отдельных видов работ, в том числе по внутренней и наружной отделке, а в сельской местности - кроме того, без выполнения работ по устройству нежилых капитальных построек на придомовой территории, благоустройству, если это соответствует проектной документации и не препятствует эксплуатации объекта, функционированию инженерной инфраструктуры. При этом должны быть выполнены в полном объеме предусмотренные проектной документацией работы по инженерному обеспечению объекта (включая установку индивидуальных приборов учета).[∗] пункт 26 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716

Исполком обязан выдать гражданину утвержденный акт приемки дома в эксплуатацию не позднее 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций - в течение 1 месяца со дня подачи заявления.

Техническая инвентаризация дома и изготовление технического паспорта


Следующим этапом будет являться техническая инвентаризация и составление технического паспорта на построенный жилой дом. Технический паспорт будет необходим для государственной регистрации создания дома. Данная процедура проводиться организацией по госрегистрации БТИ и ее можно проводить до приемки дома в эксплуатацию.

Документы для проведения инвентаризации и изготовления техпаспорта:

  • заказ-наряд на выполнение работ (составляется непосредственно при приеме документов);
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • выписка из решения исполкома о разрешении строительства дома (кроме случаев, когда работы выполнялись самовольно);
  • проектная документация;
  • заключение государственной экспертизы - в случае, когда такая экспертиза была необходима;
  • акт приемки объекта в эксплуатацию с заключениями органов государственного надзора  - кроме случая, когда техинвентаризация проводится до ввода объекта в эксплуатацию;
  • документы, подтверждающие внесение платы Стоимость зависит от площади дома и кроме того различается в разных областях страны за проведение технической инвентаризации.

Указанные документы можно подавать одновременно с документами на государственную регистрацию дома.

Государственная регистрация создания дома и возникновения права собственности на него


Недвижимое имущество считается созданным с момента государственной регистрации его создания. Право собственности на это недвижимое имущество также возникает с момента государственной регистрации возникновения такого права.[∗] пункт 2 статьи 7 и пункт 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним"

Для государственной регистрации создания капитального строения и возникновения прав на него необходимо обратиться в организацию по госрегистрации БТИ и представить следующие документы:[∗]подпункт 22.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ Как правило таким документом является заявление гражданина о том, что строительство осуществлялось за счет его средств. Оно может быть написано непосредственно при подаче документов., подтверждающий осуществление строительства за счет собственных средств;
  • документ (квитанция) об оплате Счет на оплату предоставляется при приеме документов, а документ об оплате, как правило, предоставляется гражданином уже после регистрации, когда он обращается за выдачей ему свидетельства о госрегистрации.
    Плата за госрегистрацию составляет:
    – 0,5 базовой величины;
    – 0,1 базовой величины - за каждую последующую дополнительную регистрацию (например, за регистрацию перехода прав на земельный участок);
    – 0,1 базовой величины - за второй и каждый последующий экземпляр свидетельства (удостоверения) о госрегистрации;
    – 0,3 базовой величины - дополнительно за регистрацию в ускоренном порядке;
    – 0,6 базовой величины - дополнительно за регистрацию в срочном порядке.
    за регистрацию.
Документы, которые можно не представлять, так как они запрашиваются по системе «Одно окно»

Организация по госрегистрации запрашивает следующие документы:[∗]пункт 36 перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан", утвержденного Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.11.2010 № 63

  • решение исполкома об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию;
  • сведения Как правило данные сведения предоставляются в виде справки в которой должно быть указано:
    – номер и дата заключения кредитного договора;
    – сумма задолженности по кредитному договору на момент предоставления сведений;
    – срок возврата кредита (справка, иной документ)
    ОАО «АСБ Беларусбанк» о предоставленном кредите на строительство дома - в случае, если дом строился с помощью льготного кредита и необходимо зарегистрировать ипотеку, а также ограничения на отчуждение жилого дома, возникающих в связи с этим;
  • документ определяющий назначение Такими документами могут быть:
    – выписка из решения исполкома, определяющего назначение капитального строения, или решение другого органа, имеющего право определять такое назначение;
    – заключение государственной экспертизы по проектной документации, содержащее сведения о назначении капитального строения.
    капитального строения;
  • технический паспорт на капитальное строение.

Государственная регистрация должна быть произведена в течении 5 рабочих дней (2 рабочих дня при регистрации в ускоренном порядке, 1 день при регистрации в срочном порядке) со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций - в течение 1 месяца.[∗]подпункт 22.3.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200

Документом, подтверждающим регистрацию, будет являться выданное гражданину свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации создания капитального строения и возникновения права собственности на него.

Самовольное строительство


Строительство будет считаться самовольным если оно осуществлялось:[∗] пункт 1 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь

  • на самовольно занятом земельном участке;
  • на земельном участке, используемом не по целевому назначению;
  • на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие решения о его предоставлении;
  • на земельном участке, предоставленном без проведения аукциона, если такое предоставление возможно только по результатам аукциона;
  • на земельном участке, предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков;
  • без предварительного согласования места размещения земельного участка, если требуется его проведение;
  • без получения необходимых разрешений на строительство;
  • без проектной документации;
  • с существенными нарушениями Под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольное строительство запрещено и влечет наложение штрафа.

Гражданин, осуществивший самовольное строительство, не приобретает права собственности на постройку и не вправе пользоваться и распоряжаться ей (продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки).[∗] пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь

Последствия самовольного строительства могут быть различными в зависимости от того, по какому основанию это строительство будет считаться самовольным.

1) В случае, когда строительство велось на самовольно занятом земельном участке, исполком принимает решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние.[∗] пункт 3 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь

2) В случае, когда строительство велось при нарушениях Строительство:
– на земельном участке, используемом не по целевому назначению;
– на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие решения о его предоставлении;
– на земельном участке, предоставленном без проведения аукциона, если такое предоставление возможно только по результатам аукциона;
– на земельном участке, предоставленном с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков;
– без предварительного согласования места размещения земельного участка, если требуется его проведение.
связанных с правилами предоставления земельных участков, исполком Облисполком (Мингорисполком) принимает одно из следующих решений:

  • о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий;
  • о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий.[∗] пункт 4 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь

В то же время, если сохранение самовольной постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, по решению суда на самовольную постройку может быть признано право собственности. Это будет являться основанием для принятия исполкомом решения о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее госрегистрации (продолжении строительства) и о предоставлении земельного участка в установленном порядке.

3) В случае, когда строительство велось без получения необходимых разрешений на такое строительство, либо без проектной документации, исполком принимает одно из следующих решений:[∗] пункт 5 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь

  • о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее госрегистрации (продолжении строительства) - если сохранение самовольной постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
  • о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий - если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;
  • о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства, состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий - если сохранение самовольной постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.

Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние, а также приведение земельного участка необходимое состояние выполняются самим гражданином, либо за  его счет.[∗] пункт 6 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь

Решение исполкома может быть обжаловано в суде.

Законодательство


  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации»;
  • Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь";
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 "Об утверждении Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства";
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2006 г. № 1387 "Об утверждении перечня документов, представляемых заказчиком, застройщиком в орган государственного строительного надзора для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, и перечня объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ";
  • Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»;
  • Закон Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним";
  • Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан";
  • Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 09.11.2010 № 63 "Об определении перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан";
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.