gototopgototop

 

Главная Жилищные отношения и недвижимость Кто может стать в очередь на жильё?

Очередь на улучшение жилищных условий

Содержание

Зачем становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Кто может встать в очередь на жилье?

– нуждаемость для тех, у кого нет жилья по месту работы

– нуждаемость в связи с нехваткой квадратных метров

– нуждаемость в связи с несоответствием жилья санитарным и техническим требованиям

– нуждаемость для проживающих в общежитии

– нуждаемость для проживающих в съемном жилье

– нуждаемость для проживающих в арендном и социальном жилье

– нуждаемость для граждан, имеющих заболевания, и для тех, кто с ними проживает

– нуждаемость для нескольких собственников, проживающих в одной квартире или одноквартирном доме

– нуждаемость для тех, кто проживает в неизолированных комнатах при отсутствии близкого родства

– нуждаемость для проживающих в однокомнатной квартире

– нуждаемость для молодых семей

– нуждаемость для тех, кто проживает в специальных домах и домах-интернатах

– нуждаемость для тех, кто направлен работать на территории с радиоактивным загрязнением

– нуждаемость для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа

Ограничения в постановке в очередь на жилье

– ограничение в связи с ухудшением жилищных условий

– ограничение для прибывших в Минск и Минский район

– другие ограничения в постановке на очередь

Куда необходимо обращаться за постановкой в очередь на жилье?

Какие документы необходимы для постановки в очередь на жилье?

 

Что дает постановка в очередь на жилье?


После постановки гражданина в очередь на жилье официально признается тот факт, что такому гражданину требуется улучшить его жилищные условия. Таким образом, гражданин приобретает особый статус, при котором может воспользоваться некоторыми привилегиями, недоступными для остальных, например:

forum

Кто может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий? 


Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий можно по установленным законодательством основаниям. Рассмотрим каждое из таких оснований подробно.

1. Постановка на очередь для тех у кого нет жилья по месту работы, а также для граждан без определенного места жительства

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут:

  • граждане, не имеющие жилых помещений в собственности или во владении и пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы));
  • граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, - по месту пребывания.[∗]

При постановке на очередь в городе Минске учитывается жилье, расположенное в Минском районе находящиеся в собственности и (или) во владении и пользовании гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи.

Другими словами, по данному основанию может стать на учет по месту работы гражданин, проживающий в одном населенном пункте и работающий в организации, расположенной в другом населенном пункте.

Также по этому основанию становятся на учет граждане без определенного места жительства, зарегистрированные по месту пребывания.

Документами, подтверждающими отсутствие у гражданина жилья и, соответственно, нуждаемость по указанному основанию, являются:

  • справка о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.

2. Постановка на очередь в связи с нехваткой квадратных метров

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, обеспеченные жильем общей площадью меньше 15 м2 (в городе Минске - меньше 10 м2) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всего жилья, находящегося в собственности или во владении и пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (а при постановке на учет в городе Минске еще и исходя из общей площади жилья, находящегося в Минском районе).[∗]

Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:

В г.Пинске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. Вся семья может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью менее 15 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. В связи с тем, что в г.Минске принимаются на учет граждане, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м., семья не может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью более 10 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).

В г.Бресте в трехкомнатной квартире общей площадью 50 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть однокомнатная квартира в г.Бресте площадью 30 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в трехкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м. (50 кв.м. / 5 = 10). Однако при расчете должна учитываться площадь квартиры, принадлежащая проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 30 кв.м.) / 5 = 16 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В г.Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть дом в деревне в Минском районе площадью 60 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в двухкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 10 кв.м. (45 кв.м. / 5 = 9). Однако при постановке на учет нуждающихся в г.Минске учитывается площадь жилых помещений, расположенных в Минском районе. Соответственно, при расчете должна учитываться площадь дома, принадлежащего проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 60 кв.м.) / 5 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (а при постановке на учет в городе Минске еще и исходя из общей площади жилья, находящегося в Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.[∗]

Для того, что бы было более понятно, приведем несколько примеров:

Муж и жена проживают в г.Могилеве каждый у своих родителей. Муж в квартире общей площадью 50 кв.м (проживает 5 человек), жена в квартире 48 кв.м (проживает 3 человека). Необходимо определить какая площадь приходится на каждого члена семьи в каждой конкретной квартире, а затем суммировать общую площадь, приходящуюся на супругов. В квартире где проживает муж на одного человека приходиться 10 кв.м. (50 кв.м. / 5), в квартире где проживает жена - 16 кв.м. (48 кв.м. / 3). В итоге, на каждого из супругов приходится менее 15 кв.м ((10 + 16) / 2 = 13 кв.м). Таким образом супруги имеют право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м.

Муж и жена проживают в г.Витебске каждый у своих родителей. Муж в квартире общей площадью 40 кв.м (проживает 4 человека), жена в квартире 30 кв.м (проживает 3 человека). При этом у одного из членов семьи жены есть квартира в г.Витебске площадью 36 кв.м., хотя проживает он со своей семьей (семьей жены). Супруги желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченные общей площадью менее 15 кв.м. Необходимо определить какая площадь приходится на каждого члена семьи в каждой конкретной квартире, а затем суммировать общую площадь, приходящуюся на супругов. В квартире где проживает муж на одного человека приходиться 10 кв.м. (40 кв.м. / 4), в квартире где проживает жена также 10 кв.м. (30 кв.м. / 3). Однако при расчете площади в квартире, где проживает жена должна учитываться и площадь квартиры, принадлежащей проживающему с женой члену семьи: (30 кв.м. + 36 кв.м.) / 3 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на каждого из супругов приходится более 15 кв.м ((10 + 22) / 2 = 16 кв.м).

3. Постановка на очередь для проживающих в не соответствующих санитарным и техническим требованиям помещениях 

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.[∗]

 

Жилье может быть признано не соответствующим санитарным и техническим требованиям при наличии следующих дефектов:

  • размещение жилых помещений в цокольных этажах жилых домов, за исключением тех, в которых санитарные и технические показатели соответствуют допустимым и исключена возможность их затопления ливневыми водами и канализационными фекалиями (в случае засоров).
  • жилые помещения, устроенные в чердаках, за исключением тех, в которых санитарные и технические показатели соответствуют допустимым.
  • наличие в домах встроенных помещений, запрещаемых "Строительными нормами Беларуси 3.02.04-03 "Жилые здания", утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 августа 2003 г. N 165, и СанПиН N 9-27-94 "Санитарные правила устройства, оборудования и содержания жилых домов", утвержденными заместителем Министра здравоохранения Республики Беларусь, Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 19 декабря 1994 г., к размещению в жилых зданиях.
  • отсутствие специальной вентиляции и звукоизоляции встроенных нежилых помещений
  • отсутствие кухонь
  • отсутствие естественного освещения и вентиляционных каналов в кухнях
  • несоблюдение санитарных правил и норм по инсоляции
  • высота этажа от пола до потолка в жилых помещениях менее 2,4 м
  • окно (окна) жилой комнаты выходят под арку или в крытую галерею, если такая жилая комната не имеет других окон
  • расстояние между окнами жилой комнаты и стеной противоположного здания или сооружения до 3 м включительно при отсутствии других окон в жилой комнате
  • вход в уборную осуществляется непосредственно из жилой комнаты
  • наличие отдельных конструктивных элементов, техническое состояние которых близкое к аварийному
  • жилые комнаты находятся над помещениями с большим тепловыделением, и температура воздуха на расстоянии 1,5 м от уровня пола в ней превышает 25 градусов С при температуре пола выше 28 градусов С
  • несоответствие параметров микроклимата санитарным правилам
  • расположение жилых помещений в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, в которых степень загрязнения атмосферного воздуха, уровень шума, вибрации, напряжения электромагнитных полей превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые уровни (ПДУ)
  • расположение жилых домов по отношению к транспортным дорогам меньше размеров, указанных в нормативных документах
  • применение в конструкциях жилых помещений материалов, запрещенных СанПиН N 9-27-94 от 19 декабря 1994 г.
  • перечень дефектов жилых помещений второй категории санитарного и технического состояния
  • физический износ каменных жилых домов свыше 70%, а жилых домов деревянных и со стенами из прочих материалов - свыше 65%, установленный детальным обследованием в соответствии с техническими нормативными правовыми актами
  • аварийное состояние жилых помещений, устранение которого невозможно
    (пункты 5 и 6 Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 02.05.2000 N 4 "Об утверждении условий, при которых жилые помещения признаются не соответствующими санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодными для проживания")
 

Для признания жилья несоответствующим санитарным и техническим требованиям необходимо обращаться в исполком. Документом, подтверждающим нуждаемость, в данном случае будет являться решение исполкома о признании жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.[∗]

Обратите внимание, что если не соответствующее санитарным и техническим требованиям жилое помещение (доля в нем) приобретено уже после того как было принято решение о признании его таковым, то  стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий невозможно. Это правило не относится к жилым помещениям, полученным по наследству.[∗]

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

4. Постановка на очередь для проживающих в общежитии

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в общежитиях, за исключением вселившихся в общежитие сезонных и временных работников, а также граждан, которым общежитие предоставлено в связи с обучением, спортивной подготовкой, прохождением клинической ординатуры.[∗]

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо не только быть зарегистрированным в общежитии, но и фактически там проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в общежитии.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

5. Постановка на очередь для проживающих в съемном жилье

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма.[∗]

Для того, что бы стать на очередь по данному основанию, необходимо не только заключить договор найма жилого помещения, но и зарегистрироваться там по месту жительства.

Обратите внимание, что для постановки на учет по этому основанию необходимо в съемном жилье фактически проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в съемном жилье.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

6. Постановка на очередь для проживающих в арендном и социальном жилье

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на условиях договора найма, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений.[∗]

Кроме того стать на учет могут проживающие в жилых помещениях социального пользования по договору найма, заключенному на срок до 10 лет в связи с тем, что наниматель выехал или умер, а его совершеннолетние трудоспособные члены семьи, проживавшие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности в данном населенном пункте другого жилого помещения общей площадью 15 м2 и более (в г. Минске - 10 м2 и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.[∗]

Граждане, имеющие внеочередное право на получение жилых помещениях социального пользования при решении жилищного вопроса могут рассчитывать на финансовую господдержку.

7. Постановка на очередь для граждан, имеющих заболевания, и для тех, кто с ними проживает

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне[∗]

 

1. Органические заболевания центральной нервной системы, последствия травм, сопровождающиеся недержанием мочи и (или) кала.
2. Активные формы туберкулеза, подтвержденные клинико-лабораторными или иными методами исследования, с бактериовыделением при условии соблюдения пациентами предписанного режима лечения и сохранения выделения микобактерий после проведенного шестимесячного курса противотуберкулезного лечения.
3. Психические расстройства (заболевания) с хроническим течением, с тяжелыми стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями и выраженными расстройствами личности:
3.1. шизофрения;
3.2. хронические бредовые расстройства;
3.3. органическое бредовое (шизофреноподобное) расстройство;
3.4. деменция;
3.5. выраженные расстройства личности со стойкой и длительной социальной дезадаптацией вследствие эпилепсии;
3.6. тяжелая и глубокая умственная отсталость.
4. Кожные заболевания:
4.1. распространенные формы пузырчатых дерматозов;
4.2. генерализованные поражения кожи при коллагенозах.
5. Каловые, мочевые и влагалищные свищи, стома мочевого пузыря, энтероколостомы и тонкокишечные свищи.
6. Проказа.
7. Озена.
8. Бактерионосительство брюшного тифа.
(Приложение 2 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22.12.2012 N 202)

 

Документом подтверждающим право на постановку на учет по данному основанию будет являться заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина такого заболевания, выдаваемое соответствующей государственной организацией здравоохранения.

Обратите внимание, что состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, имеют право на предоставление им жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда.[∗]

8. Постановка на очередь для нескольких собственников, проживающих в одной квартире или одноквартирном доме

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке, и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 м2 (в г.Минске - менее 10 м2) на каждого члена семьи.[∗]

Другими словами, что бы стать на очередь по данному основанию, собственникам необходимо выделить свои доли в квартире или одноквартирном доме.

Если  есть техническая возможность на перепланировку, такое выделение можно произвести в виде раздела жилого помещения на два и более жилых помещения. Для этого необходимо заключит договор раздела недвижимого имущества, а если между собственниками нет согласия на раздел, то он может быть произведен в судебном порядке.[∗]

Если нет технической возможности на перепланировку собственники могут разделить жилое помещение путем выделения им изолированных жилых комнат (жилой комнаты) в собственность и оставлениея подсобных помещений в общей долевой собственности.[∗] При таком разделе право общей собственности на жилые комнаты прекращается, изолированные жилые комнаты выделяются гражданам на праве собственности, а подсобные помещения остаются в общей долевой собственности.[∗]

При выделении в собственность комнат и постановке на учет нуждающихся учитывается площадь изолированных жилых комнат, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также часть площади подсобных помещений.
Для того, что бы было более понятно приведем пример:

Три комнаты в трехкомнатной квартире выделены в отдельную собственность двух граждан. Две комнаты (25 и 15 кв.м.) одному, одна комната (10 кв.м.) другому. Общая площадь квартиры - 60 кв.м., Жилая площадь квартиры - 50 кв.м. (комнаты 25 и 15 и 10 кв.м.). Для того, что бы определить нуждаемость каждого из граждан, необходимо учитывать не только площадь их комнат, но и остальную общую площадь квартиры. Так на одного гражданина будет приходиться: (60 / 50) x (25 + 15) = 48 м.кв., на второго: (60 / 50) x 10 = 12 м.кв.

9. Постановка на очередь для тех, кто проживает в неизолированных жилых комнатах при отсутствии близкого родства

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в неизолированных жилых комнатах и не являющиеся близкими родственниками.[∗]

То, являются ли комнаты неизолированными подтверждается техническим паспортом, а также сведениями из организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда или из организации по госрегистрации недвижимости.

Отсутствие близкого родства подтверждается, например, свидетельством о расторжении брака, паспортом или свидетельством о рождении.

10. Постановка о очередь для проживающих в однокомнатной квартире

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола и близкого родства с ним, кроме супругов.[∗]

Другими словами стать на учет могут граждане, проживающие с кем то в однокомнатной квартире, и при этом не являющиеся супругами. Например, стать на учет может мать, которая проживает в однокомнатной квартире с несовершеннолетним или совершеннолетним ребенком.

forum

11. Постановка на очередь для молодых семей

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, относящиеся к молодым семьям, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности жилья или не является нанимателем такого жилья по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в населенном пункте по месту принятия на учет.[∗]

Таким образом молодая семья может стать на очередь при соблюдении следующих условий:

  • оба супруга вступили в брак в первый раз;
  • хотя бы одному из супругов еще не исполнилось 31 года;
  • ни у одного из супругов в населенном пункте по месту принятия на учет нет:
    • в собственности квартиры или одноквартирного жилого дома;
    • во владении и пользовании жилья, занимаемого по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
    • занимаемого объекта долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору.

Документом, подтверждающим первичность вступления в брак обоих супругов, будет являться справка из записи акта о заключении брака.

Документом, подтверждающим отсутствие у обоих супругов в населенном пункте по месту принятия на учет в собственности или в пользовании по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда квартиры, одноквартирного жилого дома или объекта долевого строительства, является:

  • справка о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи.

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

12. Постановка на очередь для тех, кто проживает в специальных домах и домах-интернатах

Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли.[∗]

13. Постановка на очередь для тех, кто направлен работать на территории с радиоактивным загрязнением

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые рабочие (служащие), молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/км2 и приравненных к ним территориях.[∗]

Основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному пункту будет являться свидетельство о направлении на работу.

forum

14. Постановка на очередь для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц из их числа

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если они:

  • не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;
  • проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.1.2-1.1.10 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь;
  • при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.1.2-1.1.10 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь;
  • не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению исполкома в случаях:

  • утраты жилого помещения (гибели, уничтожения);
  • систематического (3 и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования им;
  • наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в этом жилом помещении;
  • в других случаях.

Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом.[∗]

Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.

Ограничения в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий


Существуют определенные ограничения в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.[∗]

forum

Ограничение в постановке на очередь при ухудшении жилищных условий

В случае ухудшения жилищных условий стать на учет можно только через 5 лет после таких ухудшений. Жилищные условия могут быть ухудшены путем:

  • уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения или его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 м2 (в г.Минске - 10 м2) на одного человека;
  • вселения других граждан в жилое помещение;
    Исключение составляют вселенные, не имевшие до этого в собственности или во владении и пользовании жилья в данном населенном пункте, в котором они были бы обеспечены жильем общей площадью  15 м2 (в г.Минске - 10 м2) и более на одного человека, и проживающие в этом жилом помещении:
      • супруги нанимателей, собственников, членов организаций застройщиков, а также членов их семей;
      • несовершеннолетние и совершеннолетние нетрудоспособные дети нанимателей, собственников, членов организации застройщиков, а также членов их семей;
      • нетрудоспособные родители нанимателей, собственников, членов организации застройщиков, а также члены их семей.
  • вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения частного жилищного фонда, если граждане до этого были обеспечены жильем общей площадью 15 м2 и более (в г.Минске - 10 м2 и более) на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.

Ограничение в постановке на очередь в г.Минске и Минском районе для иногородних

В случае прибытия в г.Минск из других населенных пунктов стать на учет можно только через 10 лет со дня регистрации по месту жительства в г.Минске или со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г.Минске, за исключением:

  • супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства в г. Минске;
  • детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;
  • граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в г. Минск из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами.

В случае прибытия в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов стать на учет можно только через 5 лет со дня регистрации по месту жительства в Минском районе или со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в населенных пунктах Минского района, за исключением:

  • супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, а также вселенных в установленном порядке и проживающих совместно нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семьи гражданина, имеющего место жительства населенном пункте Минского района;
  • детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное высшее или послевузовское образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, которым место работы предоставлено путем распределения, или направленных на работу, независимо от даты их прибытия;
  • граждан, назначенных на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также иных лиц в соответствии с законодательными актами.

Другие ограничения в постановке на очередь

Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, которые зарегистрированы по месту жительства в общежитиях или в частных квартирах и домах на основании договоров найма жилого помещения, но фактически там не проживают. Подтверждение факта такого фактического проживания осуществляется исполкомом или другой, принимающей на учет организацией, путем составления акта в произвольной письменной форме с указанием в нем сведений, подтверждающих фактическое проживание. К таким сведениям могут быть отнесены письменное подтверждение соседей, заведующего (директора) общежитием и другие документы (сведения).

Граждане и члены их семей, которые воспользовались льготным кредитом или одноразовой субсидией на жилье не принимаются на учет в течение 5 лет со дня государственной регистрации права на такое жилье, построенное с государственной поддержкой. Это правило не относится к тем у кого право на постановку на очередь возникло из-за увеличения состава семьи в связи с рождением (усыновлением, удочерением) детей, а также к военнослужащим в случае переезда из другого населенного пункта при назначении на должность.

Не принимаются на учет граждане, которые имеют в собственности в населенном пункте по месту принятия на учет жилье, в котором они не проживают, за исключением случаев, если при вселении в это жилое помещение они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Помимо прочего, гражданин может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 18-летнего возраста. Однако в случае принятия решения об эмансипации либо вступления гражданина в брак стать на учет можно и до достижения совершеннолетия. Кроме того, при наличии определенных условий дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в составе семьи родителей.

Куда обращаться за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?


Для постановки на учет необходимо обращаться:

  • в исполком по месту жительства;
  • в организацию по месту работы (службы) - для граждан, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству). По желанию гражданина его могут поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий также и по месту его жительства;
  • в сельскохозяйственную организацию - для работников организаций социально-культурной сферы, потребительской кооперации, постоянно проживающих и работающих в сельской местности и обслуживающих работников этих сельскохозяйственных организаций;
  • в исполком по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства - для граждан без определенного места жительства, ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел;
  • в исполком по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей или по месту предоставления им первого рабочего места – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • в исполком в любом населенном пункте Республики Беларусь (за исключением г. Минска) - для граждан, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов в течение шести месяцев со дня увольнения.
  • в любой исполком в пределах границ области - для должностных лиц, проживающих в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и отработавших более 5 лет в государственных органах, расположенных в административно-территориальных единицах, в пределах границ которых имеются зоны последующего отселения и зоны с правом на отселение, и являющихся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена. В случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в исполкоме по месту жительства одного из супругов по их выбору. При принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и несовершеннолетних детей в одном населенном пункте, а по месту работы (службы) - членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. [∗]

Какие документы нужны для постановки в очередь на жилье?


По месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданину необходимо представить следующие документы:[∗]

  • заявление (может оформляться при приеме документов); 
  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) состоявших на таком учете;

А также:

  • документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, - в случае наличия такого права;
  • сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи - в случае постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества (в последствии такой документ необходимо будет предоставлять ежегодно).

Документы, которые самостоятельно можно не предоставлять, так как они запрашиваются по принципу «Одно окно»:[∗]

  • справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи - выдается организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или организацией, предоставившей жилое помещение, или сельским, поселковым, городским (городов районного подчинения) Советом депутатов (Исполкомом);
  • справка о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в соответствующем населенном пункте - выдается соответствующей территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
  • решение исполкома о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям - при принятии на учет граждан проживающих в таких помещениях;
  • медицинское заключение о наличии у гражданина заболеваний, при наличии которых он и совместно проживающие с ним в одной комнате или однокомнатной квартире признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • копии диплома об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией - при принятии на учет молодого рабочего (служащего), молодого специалиста, прибывшего на работу в организации, расположенные на территориях с радиоактивным загрязнением;
  • договор найма жилого помещения - если основанием для постановки на учет является проживание в общежитии, в съемном, арендном или социальном жилье;
  • сведения о получении (неполучении) льготного кредита, одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения гражданином и членами его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • справка, содержащая сведения из записи акта о заключении брака, если в записи акта о заключении брака супруги значатся как вступившие в брак впервые, - при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий молодой семьи;
  • копия трудового договора - если основанием для постановки на учет является проживание в общежитии;
  • справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий - в случае, если супруги зарегистрированы в разных населенных пунктах или в разных районах населенного пункта;
  • иные документы (сведения), необходимые для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обратите внимание, что если какой либо запрашиваемый по принципу «Одно окно» документ выдается за плату, то запрашиваться он будет только после предоставления гражданином квитанции об оплате.[∗]

В течение 1 месяца со дня подачи заявления и после получения всех необходимых документов заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет рассмотрено и о принятом решении сообщено гражданину в письменной форме.

В решении о принятии на учет указываются:

  • дата принятия гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • основания для принятия гражданина на учет;
  • общий или отдельный список учета;
  • состав семьи гражданина;
  • номер очереди.

Гражданин считается принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления о принятии на такой учет.[∗]

Учет очередников ведется общим списком. Если гражданин имеет право на внеочередное или первоочередное предоставление ему жилья или на получение жилья социального пользования (в том числе внеочередное), то помимо общего списка он должен быть включен в отдельные списки учета.[∗]

В решении об отказе в принятии на учет указываются основания для отказа. Отказ в принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке. 

Законодательство


  • Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 N 563 "О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений" (вместе с "Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда");
  • Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28.08.2012 г.;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан";
  • Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 27.12.2010 N 28 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. N 552".
 

 

 

 
Реклама на сайте